Особое мнение. Кирилл Беляков: В Москве нет ни одного нормального дворца

В этот раз гостем рубрики «Особое мнение» стал наш коллега – Кирилл Беляков. В отличие от большинства спортивных журналистов, обозреватель «Советского Спорта» в свое время серьезно занимался хоккеем.

Кирилл является воспитанником хоккейной школы «Крылья Советов». Работу в СМИ совмещает с должностью генерального менеджера некоммерческого партнерства болельщиков и хоккеистов «Хоккейная команда болельщиков «КБ Крылья Советов». 

  • Кирилл, насколько резко изменилась ваша работа в спортивной журналистике с тех пор, как была  создана КХЛ?
  • За семь лет, что я работаю спортивным обозревателем, журналистика в нашем хоккее шагнула вперед. Самое главное, что во всех дворцах теперь есть интернет. Это значительно облегчает работу, можно быстро посмотреть оперативную информацию. Раньше приходилось работать с блокнотиком, что-то в нем перечеркивать, заново что-то перезаписывать. Учитывая специфику работы в газете, главная моя задача – отправить материал на электронную почту редакции сразу после окончания матча.
  • Если говорить о контактах с игроками, тренерами, техническим персоналом. С ними стало намного проще общаться или, наоборот, сложнее?
  • Люди ведь те же, поэтому в этом плане изменений не может быть. У нас есть игроки и тренеры, которые готовы общаться, а также те, кто не сильно к этому стремится. Или, может быть, просто не хотят. Благодаря МХЛ появилось поколение молодых хоккеистов, которые учатся общаться с прессой. И это им поможет в будущем, поверьте. В этом КХЛ и МХЛ сделали большой шаг вперед. Они хорошо идут на контакт – молодые, не избалованные деньгами. Они знают, что, раскручивая себя, работают на свое будущее. У нас, к сожалению, в отличие от НХЛ, игроки получают большие деньги и не очень любят разговаривать с прессой. Потому что знают: их зарплата никак не зависит от рекламы своего вида спорта. Им все равно, придёт на игру 500 человек или 10 тысяч. В НХЛ хоккей – бизнес, индустрия, поэтому все работают на её развитие. Я надеюсь, что из наших молодых вырастут игроки с другим мышлением, плюс иностранные звезды тоже подадут пример. Как бы банально это не звучало, но мы делаем одно общее дело – «раскручиваем» хоккей.
  • Экс-генеральный менеджер «Металлурга» Валерий Постников в интервью нашему сайту в прошлом году высказал идею отменить лимит на легионеров в российском чемпионате, чтобы в этом случае снизились контракты многих российских игроков. Но при этом приедут еще больше иностранцев в КХЛ. Нам, журналистам, будет труднее работать, не зная языка. Как ты к этому относишься?
  • Хоккей – это не футбол. Начнем с этого. У нас великая школа. В России разве мало молодых хороших ребят? Чехи или финны лучше? Лишь единицы. Мы великая хоккейная держава! Зачем запускать сюда всякий мусор? У нас куча народа. Если ребятам не дать играть, они помрут. И хоккей, как спорт вымрет. Сколько бы у тебя звезд в команде иностранного происхождения не было, болельщики приходят, как правило, на своих посмотреть, на местных. На тех игроков, которые живут с тобой в одном подъезде, на тех, кто учился с тобой в школе и т.д. Местечковость в хорошем смысле. Человек, с которым ты учился в одной школе через десять лет добивается таких высот, что его показывают по телевизору, о нем говорят вокруг. Это же стимул. Это цель и миссия развития любого клуба.
  • У меня есть такие знакомые, которые в «Металлурге» играют. Например, Павел Здунов, который в течение всей моей журналисткой карьеры во дворце Ромазана каждый год покупал абонемент на хоккей в первый ряд перед ложей прессы.
  • Ну, вот - у тебя есть такие знакомые. Павел Здунов яркий пример для других. Я уже не говорю про игроков уровня сборной страны: Малкина, Кулемина, Бирюкова.     
  • В отличие от подавляющего большинства журналистов, ты играл в хоккей на молодежном уровне. Как ты относишься  к журналистам, которые пишут о хоккее, зная только его поверхностные стороны. И как относишься  к девушкам-журналисткам? Нормально? Или все-таки хоккейная журналистика – мужская профессия?
  • Да нет, я считаю, чем больше разных взглядов, тем лучше. Любой репортаж – это рассказ о чем-то, твои мысли, твое видение. Естественно, мне проще, я разбираюсь в нюансах, правилах. Другие пишут о хоккее, подмечая что-то свое. Может, не столь профессионально, но не менее талантливо.
  • Ты начинал работать в газетной прессе, когда особо не было серьезных интернет-изданий, да и интернет в ту пору был не столь популярен, как сейчас. В чем преимущество газетной прессы? «Умрет» ли газетная пресса, допустим, лет через десять?
  • Все говорят, что она умирает. Мне кажется, это как книжка. Есть люди, которые читают электронные книги, а есть, которые читают печатные книги. Мне приятно держать книги в руках, перелистывать страницы. То же самое с газетами. Поехал на работу к 9-ти утра, купил в киоске газету. Интернет – больше новостная вещь: короткие заметки, новости, фотографии, видео. Интернет и пресса друг друга дополняют. Естественно, в оперативности интернет быстрее. Надеюсь, печатная пресса еще поживёт.
  • Просто сейчас, чтобы купить газету, нужно с утра одеться, выйти на улицу, пойти в киоск, вернуться обратно. С интернетом гораздо проще: включил компьютер и посмотрел. Никаких проблем.
  • Я живу в Москве и покупка свежих газете у нас считается ежедневным ритуалом. Ты купил у метро газету, затем зашел в метро, раскрыл ее в вагоне и едешь с удовольствием. Или в ванне почитать на ночь – чем не кайф?     
  • Перед «Советским спортом», как газетной прессой, редакторы ставят какие-то особые задачи, чтобы вам отличаться от интернет-прессы?
  • Нам всегда говорят, что мы – мультимедийные. Чтобы старались работать не только для газеты, но и для сайта. Ролики, фотографии, те же новости, короткие репортажи. Аудитория на сайте в газете – разная.
  • Более старшее поколение читает именно газету?
  • Думаю, да. Здесь свою роль играет привычка. От привычки труднее всего отказаться. Но я не считаю, что пишу для старшего поколения.
  • Когда ты делаешь большой материал, как правило, выполняешь задачу редактора, которую он изначально ставит?
  • Передо мной ставится определенная задача: такой-то матч и такой-то объем, но изначально предполагать, как в итоге сложится поединок,  нельзя. Поэтому, исходя из ситуации, смотришь сам, какие темы нужно поднять, о чем написать.
  • Часто бываешь в Магнитогорске. Какие города еще посещаешь не менее часто, чем Магнитку?
  • Пожалуй, чаще, чем в Магнитке, бываю только в Риге. В последнее время зачастил в Омск, так там проводят Кубок мира МХЛ. Также Уфа, Казань. С Ригой сложились давние добрые отношения, так как я хорошо знаком с создателем «Динамо» Виестурсом Козиолсом.
  • Тебе нравилась атмосфера во дворце Ромазана? Мне кажется, там было уютнее, чем на современной арене «Металлурга», потому что она в два раза больше.
  • К сожалению, у меня далекие воспоминания о том дворце. Помню, что там был все время биток и очень громко болели. Здесь такого нет. Было больше простоты и душевности. То же самое, что старый дворец в Омске – СКК им. Блинова. Я когда писал репортажи на трибуне, у меня от шума уши закладывало. Там такая сильная акустика. Во дворце Ромазана если весь стадион начнет кричать, оглохнешь моментально. Сейчас это ретро-хоккей. Особый кайф.
  • Перед тем как Малкину перейти в «Металлург», СМИ наперебой выдавали разную информацию с предположениями и догадками. Может быть, информация о переходах игроков должна осуществляться исключительно по факту?      
  • Все мы хотим знать заранее, что будет завтра. Любой человек хочет знать, кем он станет в будущем. Такую информацию надо воспринимать проще. В ней заключается определенное поднятие интереса. Болельщики это сами хотят знать. Они нуждаются в хлебе и зрелищах. Причем,  не раз в месяц, а каждый день. Я бы на месте болельщиков к этому спокойно относился. Иначе что им обсуждать с утра до ночи на гостевой?
  • А игроки, а также их агенты как к этому относятся?
  • Все по-разному. Агентам, наоборот, лишнее упоминание о клиенте поднимет его цену. Руководители жестче к этому относятся. Для них чем меньше разговоров, тем проще работать.
  • Если бы тебе предложили усовершенствовать работу прессы в КХЛ, чтобы, в первую очередь, сделал?
  • Сложно работать на финалах, в последних стадиях, когда некоторые команды начинают давать, так называемый, «обет молчания». «Локомотив», «Ак Барс», «Динамо» этим отличались. В той же НХЛ хоккеисты не закрываются от журналистов, когда выходят в финал Кубка Стэнли. Мне кажется, это ментальность. Да, надо за это вводить штрафы. Такого не должно быть. Сейчас многие клубы открывают раздевалки после игры на 10 минут – очень удобно. Проблема с некоторыми людьми. Я вообще никогда не понимал, в чем сложность для игрока после матча ответить на пять вопросов. Тебя же не заставляют кросс от Магнитки до Челябинска пробежать!           
  • Победа московского «Динамо» даст большой виток для развития хоккея в Москве?
  • Москва – большой город, в нем много развлечений, команд. Выиграло «Динамо» – замечательно, но через месяц аренда льда в Москве увеличилась в два раза. Она каждый год увеличивается, и победа «Динамо» – не причина того, чтобы аренда льда увеличилась, но людей такие вещи беспокоят. В Москве много хоккейных команд с традициями, но существуют они по-разному. Недавно для ЦСКА нашли хорошего спонсора. В Москве много детских школ, порядка тридцати. Но ребятам идти некуда после их окончания. В МХЛ есть команды у «Спартака», «Динамо», ЦСКА. В МХЛ-Б есть команда из Одинцово. Четыре команды МХЛ на тридцать школ. В Москве нет ни одного нормального дворца. Только в Мытищах. Остальные – старые арены.
  • «Крылья Советов» одна из четырех команд в истории нашего хоккея, которая одержала более одной тысячи побед в чемпионатах страны на высшем уровне. А сейчас о ней вообще ничего не слышно. Что с «Крыльями»? У ЦСКА ведь появился могущественный спонсор, а почему «Крыльев» его нет?
  • За ЦСКА стоит Министерство обороны. В ЦСКА есть Тихонов, Фетисов, Касатонов, Макаров, другие глыбы, масса ветеранов, которые не просто ходят на хоккей. Но и находятся при власти. У нас – «Крыльев» – таких ветеранов нет. К сожалению. Остались только молодые: Морозов, Кудашов, Варламов, Атюшов, Немчинов, Твердовский, Королюк. Но они пока игроки. Игорь Ефимович Дмитриев в свое время ходил, выбивал деньги. У нас с дворцом проблемы. Хозяин дворца завод ВИЛС дает определенные деньги на школу, поддерживает как-то дворец. Но пока не найдется человек, который вложится в «Крылья» или сверху не прикажут продать, до тех пор мы будем просто выживать.
  • Всего лишь один иностранный тренер приводил клуб в России к званию чемпиона страны. Это был Вуйтек. Почему на твой взгляд российские клубы продолжают привлекать иностранных специалистов?
  • Не доверяют своим. Клубы, имеющие большие деньги, хотят привлекать больших специалистов. Российских тренеров, которые что-то выиграли, можно по пальцам пересчитать. Опять же, это модно. Например, завтра «Ак Барс» возьмет главным тренером Евгения Корешкова, и выиграет он Кубок Гагарина. И на следующий год в КХЛ поднимется бум на молодых и перспективных.
  • У тебя были в спортивной журналистике люди, у которых ты учился писать? Или, может быть, статьи каких авторов привлекают твое внимание?
  • Я ни у кого не учился писать, писал так, как чувствовал. Писал так, как мне было бы интересно прочитать. Все люди пишут по-разному, так и должно быть. Мы же не может копировать Рабинера, Мозгового, Голышака. Какой смысл быть вторым Рабинером? Лучше быть первым Беляковым. И так в любой профессии. Ведь жизнь тем и замечательна, что полна разнообразия.      

Интервью вел Артур ИВАННИКОВ.

На снимке (www.twitter.com): Кирилл Беляков как всегда – весь в работе. Расшифровка очередного интервью.

При использовании материала ссылка на источник строго обязательна.

Ice, 03.11.2012 22:01
следите за нами в телеграм канале https://t.me/detalimetallurg
     0   комментариев