Особое мнение. Александр Барков: Нельзя весь чемпионат пройти как роботы

В октябре исполнится ровно год с того момента, как Александр Барков был оправлен в отставку с поста главного тренера «Металлурга».

 В истории Магнитки это был самый «быстрый» тренер, под чьим руководством магнитогорцы провели всего десять матчей. О событиях того времени мы вспоминали с Барковым на трибуне «Арены «Металлург» в один из дней 21-го мемориала И.Х. Ромазана.  

  • Александр Эдгардович, как так получилось, что именно вы прошлым летом возглавили «Металлург»? Если не секрет, кроме вас, какие кандидаты были на пост главного тренера?
  • Насчет кандидатов ничего сказать не могу. Знаю, что они были. Предыдущий сезон, считаю, вместе с Хейккиля провели очень хорошо. Понятно, - сезон длинный и какие-то вопросы возникали по рисунку игры, да и по самой игре. Но для плей-офф мы готовили команду, и в плей-офф она сыграла достаточно уверенно и хорошо. Буквально в шаге были от финала или даже от Кубка. Потому что финал получился сами знаете какой. В общем-то, наш финал был разыгран с Уфой в седьмом матче, который мы проиграли 0:1. После этого многое произошло. В частности, моя лично позиция была такова, чтобы Хейккиля остался, чтобы нам дали работать дальше. За один год, сами понимаете, сложно до конца доработать свои идеи. На это, как правило, необходимо больше времени, a нe один сезон. После этого, в принципе, можно на сто процентов сказать, что за тренер, правильно ли он все делает. А по двум-трем месяцам и даже по одному сезону – сложно. Тот сезон закончился, нам сказали, что руководство взяло тайм-аут: обдумывает, рассматривает. У нас контракты были до 30-го апреля. Я надеялся и считал, что мы продолжим работать именно с Хейккиля. Потом объявили, что этот тренерский состав больше не будет работать в Магнитогорске. Хотя нас никто не просил выступить и дать оценку сезона, никаких собраний не было. У нас с Хейккиля до сих пор нормальный контакт, мы общаемся. Потом генеральный менеджер Постников позвонил и сказал, что моя кандидатура рассматривается на пост главного тренера «Металлурга». «Как ты?», - спросил он. Я долго думал, советовался и с Хейккиля, с Соколовым. Молодой тренер,"не опытный"...  c другой стороны хоккеем я занимаюсь с детства, y меня есть опыт как игрока, cо многими тренерами работал: и с финнами, и с россиянами: Крикунов, Якушев, Майоров, Борис Михайлов очень много дали мне, как тренеру. Я с них брал пример. Тот же Билялетдинов был одним из тренеров сборной России, когда меня туда приглашали, как игрока. Поэтому подумали pешил, что надо смело идти вперед. Тем более поддержка от игроков была, в частности от ветеранов. И Хейккиля поддержал: «Саша, иди смело, начинай работать!».
  • А если бы отказались от поста главного тренера «Металлурга», вы бы покинули команду?
  • Конечно. Я был старшим тренером в команде при Хейккиля...
  • Могли бы, например, ответить: «Оставьте помощником, и найдите нового главного»?
  • А почему я должен так говорить? Смысл, когда тебе говорят, что твоя кандидатура рассматриваться на пост главного тренера, а я отвечаю: «Не хочу быть главным, давайте лучше старшим!». Это будет неправильно, согласны?
  • Да.
  • Поэтому здесь выбор один: согласен или нет. Мою кандидатуру наверняка обсуждали. После этого меня пригласил Рашников. Мы с ним побеседовали. Очень хорошо побеседовали. И дальше я взялся за работу.
  • Федор Канарейкин так же, как и вы, играл за «Спартак». Уверен, вы с ним хорошо знакомы. После того, как Федора Леонидовича назначили новым главным тренером «Металлурга», он вам звонил?
  • Нет. C Канарейкиным мы знакомы, играли в одно время, встречались в Финляндии, когда «Металлург» приезжал на Кубок «Тампере». Общались. Я его уважаю, но какого-то контакта у нас не было. То есть, я не считал нужным в той ситуации ему звонить, о чем-то говорить.  А он, видимо, тоже было поглощен работой.       
  • Когда Валерий Постников давал нашему сайту интервью в декабре прошлого года, он говорил о том, что «когда мы создавали коллектив, с прежним главным тренером согласовывали каждую кандидатуру. Нам нужно и бюджет соблюсти, и игроков найти…». Это правда?
  • Нет. На тот момент, когда разговор зашел о моей кандидатуре, после этого может быть два-три игрокa, которые не были подписаны, по поводу их мы вели беседу. А по тем приобретениям, которые были сделаны раньше, со мной не разговаривали. Когда мы работали с Хейккиля, с нами велась беседа, как строить команду на следующий год. Там четко и ясно мы дали список игроков, которые должны остаться в команде. Были озвучены имена кандидатов из других клубов на конкретные позиции. Но там речь шла всего о трех-четырех кандидатурах, которыми надо было усилить команду.  
  • То есть, Бут и Михнов подписывались без вашего участия и согласования с вами?
  • Да.
  • Некоторые были удивлены появлением в команде Дмитрия Алтарева. Неужели с таким центрфорвардом, который не имел совершенно никакого опыта выступления в ведущих клубах страны, можно было дойти до финала Кубка Гагарина?
  • Зачем такое говорить о человеке? Он достаточно хороший игрок для своей роли – центрфорварда четвертого звена. Где-то сыграть в меньшинстве, поймать шайбу. Я так понимаю, сейчас американский тренер проповедует это дело. Ведь это во всем мире так: кто-то ложится под шайбу, ловит все на себя, оборону выстраивает. А кто-то потом решает исход матча. И у нас, как правило, герой тот, кто забил, а не тот, кто поймал на себя шайбу. Поэтому команда должна быть сбалансирована. И такие игроки, как Дима Алтарев, который, может быть, не сыграл в свою силу, нужны. Мне сложно сказать, потому что слишком мало времени было дано. То время, когда команда играла хорошо, когда нам просто было необходимо показать перед болельщиками, на что мы способны. И все это как раз именно предсезонка и самое начало чемпионата. Потом у нас пошел спад, а дальше уже сложно судить. Времени было дано мало. Те игры, которые мы проиграли, с лихвой наверстали бы. Потому как в предсезонке мы показывали хорошую игру. И статьи были хорошие про нас. Я их отлично помню: и про «Красную машину», и про какие-то варианты. Откуда все это взялось, и кто это написал? Потом этот же человек через неделю пишет совсем о другом. А почему? Никто не проанализировал, никто не спросил: «А чего не хватает?». В принципе, я нисколько не жалею, что согласился на это предложение, и то, что мне дали возможность поработать в роли главного. Очень благодарен Магнитогорску и руководству. Жаль только то, что, конечно, случаются такие моменты, которые бывают в семье, в жизни каждого человека, а тем более у команды. Нельзя весь чемпионат пройти как роботы. Это понятно. Как-то тренера рассчитывают, где нужно выстрелить, где нужно загрузить физически команду, чтоб потом результат был лучше. Случаются провалы, ямы. Из них нужно выходить всем вместе: игроки, тренеры, руководство. Если из этой ямы выходишь, то игроки становятся сильнее в два раза, руководство увереннее, и тренеры тоже.
  • Вам самому не было тревожно за то, что восемнадцать новичков пришло в команду?
  • Да, конечно. Меня уже спрашивали, и звонили. Я знаю, что уважаемый тренер Михалев горевал на пресс-конференциях по поводу того, что у него семь новичков в команде. А я ни разу не обмолвился, не сказал про это. Я понимал ребят, что им было сложно. Из них процентов семьдесят – это лидеры. Поменяли лидеров в команде. Другой вопрос: зачем и почему? Но этот вопрос не ко мне.
  • То есть, не вы этим занимались?
  • Конечно, не я. Тот же Мозякин, Бут, Михнов. Я нисколько не сомневаюсь в их мастерстве. Они – отличные игроки, но им нужно было время для того, чтобы не просто на льду почувствовать игру, шайбу, но и в коллективе прижиться. Им нужно было взять здесь роль лидеров: кто-то в раздевалке, кто-то в жизни, кто-то на льду. Но для этого нужно время. В Магнитке другая инфраструктура нежели в Москве. Понятно, что Мозякину здесь было сложно. Или взять тех же финнов, например, Аалтонена. Он первый год сыграл здорово, а второй начал неважно почему? Потому что его друг Контиола уехал. Остался один финн, у которого трое детей. Команде нужно было время. И об этом игроки говорили.    
  • С чем был связаны четыре поражения подряд на старте чемпионата?
  • Начало чемпионата планировалось раньше. Оно было перенесено. Дальше для того, чтобы нам, молодым тренерам выжить, нужно было показывать хорошую игру с самого начала, с первого матча. То есть, с предсезонок. Я не знаю, ошибка это или нет. Но мы показали, как можем играть: выиграли два турнира, в Уфе заняли второе место.
  • При Хейккиля «Металлург» проигрывал пять раз подряд. Поэтому ваши четыре поражения - это не рекорд. Отставка для вас была неожиданностью? Вам перед матчем с «Трактором» на нее как-то намекали?
  • Нет. Я не тот человек, который будет каждый день об этом думать. Бывает, тренеров заменяют в перерывах. В Омске такое было. Потом назад вернули. Зачем об этом думать? Нужно приходить и работать.
  • Как узнали об отставке?
  • Мы приехали на работу, к нам пришел менеджер. Поговорили хорошо. Он сказал, что результат не устраивает.
  • Вы были в шоке от такого решения?
  • Не было ни шока, ни стресса. Результат неудовлетворительный в первую очередь для меня. А то, что это возможно (речь идет про отставку), то это возможно  в любое время.
  • Вы вновь работаете с Андреем Соколовым, но уже в «Ак Барсе». Кто вас пригласил в Казань?
  • С Андреем мы в Магнитогорске почти два сезона отработали. Второй сезон в Магнитке у нас был укороченный – с мая до середины октября. Тем не менее, это большой срок. А приглашение в «Ак Барс» поступило от Валерия Белова. Понятно, что в такие клубы как «Ак Барс» приходишь работать с удовольствием.
  • Наверняка вы в Казани оказались еще и потому, что являетесь великолепным российским специалистом в области финского хоккея. Финнов, играющих за казанский клуб, знаете с малолетства?
  • Я бы не сказал, что с малолетства. Но знаю, и достаточно. Они играли в Финляндии, но уже давно выступают в России. А что конкретно вас интересует по ним?
  • Думаю, вы их неплохо знаете, поэтому вас неслучайно пригласили в «Ак Барс».   
  • Наверное, я финнов знаю, но в нашей команде играет также латыш и много россиян.
  • Была информация по ходу прошлого сезона, что вы можете оказаться в «Авангарде» Сумманена…
  • Вот это для меня шок был! В общем-то, я об этом узнал от сына. Он позвонил и спросил: «Ты в Омске что ли?». Откуда информация? Финские газеты писали и здесь написали…Я, скорее всего, думаю, что моя кандидатура обсуждалась, а дальше не знаю как. То есть, со мной никто не связывался.
  • В полуфинале чемпионата мира протии сборной России финны сгорели 2:6 только из-за великолепной игры Малкина?
  • Россия сильнее на голову, поэтому выиграла. Это первое впечатление. Конечно же, там были такие классные игроки, как Малкин, Овечкин, Семин, Дацюк. И вообще, вся команда, в том числе ребята, которые в «Ак Барсе» играют и в «Металлурге» (имею ввиду Евгения Бирюкова). Они сильнее просто. Очень хорошо поработал наш тренерский штаб. Финны были полностью переиграны тактически. Да и словаки тоже. Сами по себе игроки сыграли очень здорово. Думаю, что у финнов шансов просто не было.
  • Раньше «Ак Барс» тренировали Билялетдинов и Крикунов, - опытные наставники, которым уже за пятьдесят. Ныне тренерский штаб казанского клуба составляют молодые тренеры – люди с другой ментальностью. Чем ваше поколение тренеров отличается от более старшего? Может ли, например, игрок во время разговора обращаться к вам на «ты»?
  • Дело в не том: «ты» или «вы». За границей тренеров называют исключительно по имени. Когда в Магнитке финны тренировали, к ним обращались: Кари, Ари. В рабочей обстановке мы придерживаемся субординации. В «Ак Барсе» пока еще не было такой ситуации, чтобы мы могли пообщаться вне тренировочное время. У нас плотный график подготовки – рабочая обстановка.
  • Как часто Билялетдинов контактирует с вами и хоккеистами «Ак Барса»?  
  • В Москве мы играли, он приходил, поздоровался со всеми ребятами. Конечно же, это его команда, в которой он провел незабываемые годы, многое выиграл с ней. Его тянет в эту команду. При первой возможности приходит поздороваться, пообщаться.
  • Чем вы занимались в значительную часть прошлого сезона? Это ведь был довольно длительный период…
  • У меня дом в Финляндии, и я находился там. Сын играет в Финляндии, достаточно молодой, но играет уже за команду мастеров. Его в прошлом году взяли. Играет довольно уверенно. Поэтому я с удовольствием ходил, смотрел сначала игры с трибуны. А потом работал в «Таппаре». Я уезжал из «Таппары», и вернулся туда.
  • То есть в  SM-лиге?
  • Да. Я там работал с мая до июня этого года. В Финляндии нет такого длительного перерыва, подготовка начинается с мая до третьей декады июня. А потом идет отпуск в течение пяти недель. До этого времени мы доработали, а потом я следил, как «Таппара» выступает в  «EUROPEAN TROPHY», где играют команды из Чехии, Швеции, Швейцарии. Так вот, «Таппара» всех обыгрывает (после семи матчей турнира шла на первом месте, набрав 17 очков, - прим. А.И.). Значит, мы неплохо поработали весной.
  • Когда вас уволили из «Металлурга», вы следили за выступлениями команды?
  • Да я вообще за хоккеем следил. Честно говоря, не так много матчей «Металлурга» смотрел. Болел за «Металлург», посмотрел две-три игры в рамках плей-офф. Все-таки в Магнитке отработал полтора года. Мне нравится город, и когда я приезжаю в этот дворец, чувствую, что он мне не чужой.
  • Вашего сына задрафтовал «Локомотив». При каких обстоятельствах он сможет играть в КХЛ? И есть ли у него такое желание?
  • Сейчас сложно что-либо говорить. Парню еще 16 лет, ему 17 только в конце года будет. Честно скажу, руководители многих клубов звонили перед драфтом и советовались. Спрашивали, какие планы. Моя позиция такова: он еще молодой, поэтому от дома отрывать его не надо. Там он с мамой, под присмотром. Ему нужно развиватьcя, чтобы вырасти в хорошего игрока. Это «физика»: сила, скорость. Я считаю, как специалист, а не как отец, что лучшее место для этого – Финляндия. Там тренера плотно занимаются с молодыми игроками. Техники, тактики и понимания игры ему хватит на любую лигу, - здесь вопросов нет. Но Финляндия пока для него лучший вариант. Тем более в команду, где он играет, пришел тренер, который тренировал меня, пока я там играл десять лет.  Его имя Юкка Раутакорпи (весной 2005-го года эта фамилия фигурировала в одном из столичных изданий в качестве главного тренера «Металлурга»). Я на себе испытал, что при этом тренере прибавил в «физике»: в мощи, в силе. Считаю, что еще год-два в Финляндии для сына как раз необходимы.  А в КХЛ очень много сильных игроков, и пробиться юному хоккеисту в основной состав крайне сложно. Хотя, в принципе, можно. Думаю, что он смог бы пробиться. Но те качества, которые ему необходимо развивать, на сегодняшний день лучше развивать в Финляндии. У него два паспорта: финский и русский. Но он русский, говорит без акцента. Наша семья – русская.
  • За сборную России он может сыграть?          
  • А я не знаю. Он за финнов играет. Получил оттуда приглашение, когда ему было 15 лет. От России не было никаких приглашений. Может, это моя вина и мне нужно было звонить кому-то, спрашивать? Мне звонили некоторые отцы, спрашивали, могу ли я рекомендовать их сыновей просмотреть тренерам сборной. Может, и мне надо было так? Я бы никогда не уехал сейчас за границу, но раньше был такой момент, когда все уезжали. У нас много игроков уехало в НХЛ, кто-то в Европу. Мне довелось играть в сборной в 90-е годы. Тогда сложности в тот переломный период были большие. Я за сборную играл на трех чемпионатах мира. Мы выходили, и всю душу вкладывали. Понимали, что тяжело и нам, и стране. Сейчас стало все налаживаться, а тогда мы бились так, как могли. То есть, отдавали то, что есть. И приезжали ребята из НХЛ: Яшин, Николишин, Карпов… И все ложились под шайбу вместе с нами. С Олегом Петровым играли вместе.
  • Как считаете, тренерский штаб Магнитки летом 2011-го допустил какие-то ошибки в предсезонной подготовке хоккеистов?
  • Сложно сказать. Скорее всего, ошибки, если их можно назвать ошибками… Нам нужно было «загружать» команду в тот период, когда происходили турниры. Кубок Ромазана, юбилейный турнир, который был красиво обставлен. Нам четко и ясно дали понять, что этот турнир нам надо выигрывать. Поэтому здесь пришлось пойти на то, чтобы сбрасывать нагрузки. Спады по ходу чемпионата все равно будут. Ведь что такой спад? Это усталость, травмы игроков. Мы переживали катастрофу "Локомотива", выдали хороший старт на выезде…  У нас Гелашвили играл хорошо до того момента, когда на тренировке получил травму, и не смог выйти и сыграть с Казанью дома.
  • Манера игры Гелашвили не всем болельщикам по душе.
  • Он - особенный вратарь. Хорошо играл в плей-офф. Я был им доволен. Он и предыдущий сезон с Хейккиля отработал нормально, и если бы не он, в плей-офф мы так далеко могли бы не зайти. Поэтому здесь понятно. С ним нужно было работать. У нас был хороший тренер вратарей Хилли. С ним Гелашвили хотел работать. У них нормальный тандем получился. Он прибавлял бы от игры к игре. Болельщик приходит не только посмотреть на игру, а еще на игроков, которые могут что-то показать, продемонстрировать какую-то виртуозность. В частности, вратари. Мне удалось наблюдать в финском чемпионате, когда на период локаута в «Таппару» приезжал вратарь из НХЛ Эндрю Рейкрофт (Raycroft, - этот вратарь был основным в «Торонто» при Поле Морисе – прим А.И.). Он такое вытворял! Женя Малкин приедет сюда, и полный стадион пойдет именно на него.
  • У вас был шанс сохранить место работы в «Металлурге»?
  • Да, конечно. Надо было просто выигрывать. И все! Даже этот выезд из четырех матчей, когда мы проиграли все игры. Хотя, как минимум, две мы должны были выигрывать, показывая при этом невыразительную игру. Даже в этом спаде должны были побеждать те же «Барыс» и «Нефтехимик». Тяжелее было с Казанью и «Трактором». Эти команды вышли на пик. Хотя с «Трактором» первый период перегорели. Можно было предполагать, игроки тоже не дураки. Огонь в глазах был, и путь на исправление был виден. Мы знали, где ошибки, знали, кто их совершает. Видели наши просчеты. Но это был не спад, а следствие предсезонки. Новая команда, дебютанты хотят себя проявить. И тренеры не могли по-другому. Если бы мы с Андреем Павловичем были бы великими, то смогли бы задушить в игроках этот порыв. Игроки пришли классные: начиная Мозякиным и заканчивая Якубовым. И мы обязаны были им дать показать себя. Вы бы видели, как Сергей Федоров работал на предсезонке. Здорово! Конечно, мы предлагали, что спад может наступить не к октябрьскому перерыву, а чуть пораньше…       

Интервью вел Артур ИВАННИКОВ.Н

На снимке (Khl.ru): Кари Хейккиля, Александр Барков, Андрей Соколов в 2011-м вывели "Металлург" в финал Восточной конференции.  

При использовании материала ссылка на источник строго обязательна.

Ice, 13.09.2012 17:48
следите за нами в телеграм канале https://t.me/detalimetallurg
     0   комментариев